суббота, 29 мая 2010 г.

Неоконченная война

65 9 мая 2010 года исполнилось 65 лет со дня Победы в Великой Отечественной войне. Все мы изучали эту войну на уроках истории, читали соответствующие книги, смотрели художественные и документальные фильмы. Некоторым повезло и удалось получить крохи информации из первых уст - от ветеранов (хотя не любят они говорить о войне). Но всё это было очень давно и было не с нами. Как ни крути, но современному мирному человеку сложно понять, что было и как было тогда - больше 60 лет назад.

Так было и со мной. Я восхищался отвагой наших солдат и немножко завидовал, что родился не в то героическое время. До того момента, пока не побывал в поисковых операциях под названием «Долина», где довелось прикоснуться к той войне собственными руками, пусть и спустя десятки лет.

Эти экспедиции проводятся и сейчас, а суть заключается в следующем. По наводке историков к местам боёв, где остались непогребёнными наши солдаты, съезжаются отряды из разных регионов России. Разбивается лагерь, определяются зоны поиска и начинается работа. Сложная, трудная, кропотливая и небезопасная работа.

Преследуются две цели:

  • найти и захоронить в братских могилах останки наших солдат;
  • установить имена погибших бойцов.

Установить имя можно с помощью личных вещей (но на моей памяти такого не было) или медальона, который во время войны был у каждого солдата. Он представляет из себя маленький пластиковый футляр формы тубуса, в который вложена бумажная записка. Найти такой медальон, да ещё с заполненной запиской считается большой удачей, потому что при любом дефекте футляра появляется доступ влаги, и бумага неизбежно пропадает. Кроме того, заполнять записку у советских солдат считалось дурной приметой: заполнил, значит, погибнешь... Хотя и других причин было много, конечно. Но это уже тема другого разговора.

Дальше я опубликую отрывки из своих записей по ходу моей второй поисковой экспедиции со своими комментариями.

4 курс университета. Апрель 2005 года.

 

Дорога

Утром 23 апреля фирменный поезд «Вятка» доставил нас до Москвы. Побродив от нечего делать по Ярославскому вокзалу, обнаружилось, что новгородского поезда ожидают ещё несколько поисковых отрядов. Полсуток в столице прошли в мучительном и ненавистном для меня ожидании. Время коротали за шашками, шахматами, прогулками. Пожалуй, самое сильное впечатление от Москвы - это огромные здания, нависающие, как каменные глыбы, надо толпой спешащих людей.

Перед самым отъездом удалось позвонить домой и сказать, что у меня всё хорошо и что скоро выезжаем дальше.
Если в Москву мы заняли только боковые места, то в поезде "Москва-Новгород" поисковики забили весь вагон. Море рюкзаков, сумок и людей в камуфляже. Не без труда разместив вещи, мы поужинали и легли спать.

В 5 утра локомотив доставил вагоны к перрону железнодорожного вокзала Великого Новгорода. Красивейший город! Чистый. Умытый. Уютный. Открытие весенней вахты, посвящённой 60-летию Победы прошло на Софийской площади в непосредственной близости от стен древнего Кремля. Видимо, чтобы подчеркнуть важность события, на праздник прибыл министр обороны Сергей Иванов. Хотя ничем, кроме как своей торжественной и важной речью (которую он читал по бумажке и, очевидно, впервые) этот чиновник не выделился. Да и зачем?..

Спустя некоторое время после концерта, отряды, собравшиеся на вокзале, стали загружать в автобусы и развозить по местам поиска. Нас доставили в Парфинский район в 2-3 км от д. Васильевщина. Оставалось час-полтора на то, чтобы разбить лагерь. Я готовил ужин, поэтому свою палатку с Андреем мы ставили уже впотьмах.

 

Надо сказать, что разбить лагерь было делом отнюдь не простым и вместе с тем важным. Местность, в которую нас распределили была болотистая. Необходимо было найти ровную и незатапливаемую водой площадку. И, конечно, чтобы рядом был ручей с проточной водой. После выбора места вся предполагаемая площадь лагеря проверялась миноискателем на предмет неразорвавшихся со времён войны снарядов. Место костра исследовалось с особенной тщательностью и дополнительно прощупывалось вглубь щупами.

 04

Помню ещё с первой экспедиции случай, когда мы решили прибраться вокруг костра и покидали туда всякий мусор. Вместе с листьями и хвоей в огонь попали несколько патронов. Испугаться не испугались, но небольшая “очередь” из костра была.

 

Первая находка

С утра и до обеда обустраивались: переставили наспех разбитые накануне палатки, заготавливали дрова, занимались другими хозяйственными делами. После обеда начали работать.

Пришла и первая находка. Андрей обнаружил бойца в двух метрах от костра. Кости на удивление хорошо сохранились и удалось практически полностью восстановить картину произошедшего. Смерть наступила из-за взрыва минометного снаряда (в земле было очень много осколков и рядом находилась воронка)

Этот момент я помню хорошо. Андрей Гагаринов быстрее всех пообедал и собрался на работу. Поскольку все ещё наслаждались хорошей погодой и вкусным обедом, то ему пришлось ждать, и в этом ожидании он ходил вокруг костра и тыкал в землю щупом. Неожиданно щуп вырвал из земли солдатский ботинок. И не просто солдатский ботинок, а ботинок с полным набором фалангов ступни. Место было песчаное, поэтому кости очень хорошо сохранились. Командиры отряда показательно “подняли” бойца (именно так это называется), чтобы показать новичкам, как это делается. Ниже привожу фотографию.

 05

На этом месте мы с Андрюхой потом сделали небольшой земляной холмик и поставили православный крест, сделанный из веток деревьев. Вот такое получилось удачное начало.

 

Медальон

Роясь в окопе, я обнаружил несколько тазовых костей, плечевую кость, а вскоре вытащил медальон. Наверное, крышку его я срезал лопатой, но записка внутри была, и медальон остался ждать экспертизы. На следующий день на том же месте нашлись ботинок с костями стопы, бедренная кость, каска, лопатка и куча патронов, три гранаты типа РГД, запалы, шинель. Обе ночи я спал без «задних» ног. Не мудрено, ведь пришлось заново вырыть этот окоп, только шире и глубже.

 

Это был мой первый и последний медальон в обеих экспедициях. Чувства неописуемые, конечно. Ну, и отвечу, предвосхищая вопрос про боеприпасы. Большинство из них закидывалось в самую глубокую воронку от греха подальше (воронки там заполнены болотной водой), потому что в любой момент могут рвануть. Если гранаты были без запала, и рубашка была в хорошем состоянии, то выжигали тротил внутри и брали болванку с собой. Чаще всего такие вещи оказывались в местных музеях. Часть боеприпасов собирала милиция, а ещё часть уничтожалась по окончании экспедиции силами опытных поисковиков. Последнего я не видел, но слышал.

 

Несколько дней не записывал ничего. Причина проста: нет времени. Командир отряда всё находит и находит новых бойцов, так что мы еле успеваем их поднимать. К тому же условия работы не из лучших. Целыми днями копаемся в болоте по уши в грязи. На обед и ужин накидываемся если не с остервенением, то, по крайней мере, с завидным аппетитом.

 

Работа и правда не из лёгких. Хотя лёгкой жизни там никто и не искал, конечно. Привожу фотографию из серии “за работой”.

 08

 

Пасха

Особенно хочется отметить вчерашний день — 1 мая. Был двойной праздник: Пасха и Всемирный день трудящихся.

В районе 7 утра сквозь сон прорезалось ставшее уже таким привычным, но вместе с тем ненавистным и нежеланным, громогласное «Подъём!». В очередной раз пересилив себя, я открыл глаза. Утро стало моим самым нелюбимым временем суток в эти дни. Тело сковано холодом, пальцы рук не разжимаются, а на каждом веке, кажется, висит по пудовой гире. Выбравшись из палатки и натянув холодные сапоги, я направился к костру, чтобы немного согреться.

— Всех с добрым утром, с Днём всех трудящихся и с Пасхой, — бодрым голосом проговорил дневальный. Им сегодня был Владимир Леонидович Микрюков. За столом ждал праздничный завтрак: каша на сгущённом молоке.

И ощущение праздника действительно пришло. Мы начали поздравлять друг друга, появились милые улыбки на лицах, столь редкие для периода времени с семи до девяти утра.

За завтраком было решено открыть найденный мной в самом начале вахты медальон. Чтобы записка не рассыпалась, её решили разворачивать в воде.

— В Пасху с Божьей помощью, — произнёс командир отряда.

Олег осторожно вытряхнул содержимое медальона в тарелку с тёплой водой и, взяв две булавки, начал осторожно разворачивать записку. Она была заполнена! На пожелтевшей бумаге прослеживались следы карандаша. Почерк бойца был уверенный и красивый. Сердце переполнилось волнением и радостью.

Вот что удалось прочитать после пары часов работы над текстом:

“Романов Иван Алексеевич. Год рождения 1901. Домашний адрес: Новосибирская область, Одн...кий район, Тогонаевский с/совет, колхоз “Горн”. Романовой Ульяне Ермолаевне.”

 

06 

Рабочий день шёл по обычному сценарию, но праздничное приподнятое настроение сквозило в всём, что я делал. Хотелось быть лучше: вежливее, приветливее, аккуратнее. До обеда я успел поднять бойца, обнаруженного накануне, а после мы вдвоём с Андреем, борясь с корнями и грязью, извлекли из этого болота останки ещё двух советских солдат.

Подошло время ужина. И здесь ждала приятная неожиданность — праздничный стол. Конечно, он не шёл в сравнение с домашними торжествами, но для нашего палаточного лагеря очень даже ничего.

Завязалась оживлённая беседа, споры, полились анекдоты, истории, страшные и не очень. Но спать я всё же ложился с опаской, оглядываясь, не идёт ли за мной леший или ещё какая-нибудь нечистая.

 

По поводу историй хочется кое-что написать. Мы совершенно не боялись находиться в лесу, где погибли и остались незахороненными тысячи наших солдат. Просто в голове не укладывалось, как люди, отдавшие жизни за нашу мирную жизнь, могут нам навредить. Помню рассказ про то, как в поисковый отряд попала женщина-экстрасенс. Однажды ночью она засиделась у костра, и вдруг почувствовала чёткий пристальный взгляд в спину. Огнянулась. На неё смотрел одетый в шинель советский солдат. Утром на месте, где она его увидела, подняли бойца. Побольше бы таких случаев :)

А вот после историй про нечистую силу стало не по себе. Сдаётся мне, что товарищи-командиры нарочно нас припугнули...

Дальше приведу ещё несколько фотографий из поисковой жизни.

 

 
Что я осознал, пока был на новгородской земле? Если коротко, то разрушились мои “романтические представления” о войне. Как я представлял её ход, основываясь на учебниках истории, книгах и фильмах? Что наши солдаты героическими усилиями сдерживали превосходящие силы противника. А не так же всё было! Нас было больше, и мы победили именно поэтому, победили через чудовищные человеческие жертвы. Мы воевали примитивным оружием и примитивными методами. Наших солдат просто посылали на бойню, посылали умирать. Мы победили в этой войне не умением, не героизмом, а “живым ресурсом” - количеством жертв.

После того, как поднимал бойца, к горлу каждый раз подкатывал ком. Ведь это же был человек, живой человек, у которого была своя жизнь, родные люди, мечты и планы.

Спасибо им за нашу мирную жизнь.

2 комментария:

  1. да,Андрюха, побывать на поле боя, прочувствовать все это, понять...здорово!наверно душа в пятки, когда вдруг представишь все это как на яву! страшно же наверно увидеть скелет человека,да еще и в одежде...
    я слышала много таких подробнейших рассказов от брата, он весь с головой когда то был на этих раскопках, жил от весны до весны в ожидании этого интереснейшего занятия.удивительно, конечно, что спустя десятки лет мы можем окунуться в события той страшной войны. я не перестану гордится тем что и мой дед был там и воевал за наш мир!!!

    ОтветитьУдалить
  2. Согласен на все сто, Аня. То военное поколение заслуживает гордости и глубочайшего уважения.

    Цитата
    удивительно, конечно, что спустя десятки лет мы можем окунуться в события той страшной войны.

    Знаешь, я именно там понял, насколько это была страшная война...

    ОтветитьУдалить